Обзор регламента сдачи практического экзамена по категориям "C", "D", "BE", "CE", "DE"
Что проверяется?
Можете ли Вы двигаться в городском движении по обозначенному инспектором маршруту и выполнять указываемые им маневры без нарушений Правил дорожного движения и ошибок
- проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
- проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
- проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- левые и правые повороты;
- проезд железнодорожного переезда (при наличии);
- перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
- обгон или опережение;
- движение с максимальной разрешенной скоростью;
- проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях;
- постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
- разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота).
Можете ли Вы выполнить без ошибок следующие маневры (их могут проверить как на закрытой площадке, так и в городских условиях):
- Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
- Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
- Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E");
- Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
- Остановка и начало движения на подъеме и на спуске.
- Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов).
Последовательность
- Экзаменатор знакомит Вас с порядком проведения и системой оценки результатов экзамена;
- По команде экзаменатора Вы должны занять водительское место, после чего под запись камер устанавливается Ваша личность на основании соответствующего документа и произносятся вслух Ваша фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения.
- Вы подготавливаетесь к движению и информируете экзаменатора о готовности к сдаче экзамена;
- По команде экзаменатора Вы начинаете движение по маршруту;
- Выполняете команды экзаменатора о направлении движения на маршруте и выполнении маневров;
- По завершении экзамена подписываете экзаменационный лист.
Продолжительность
По общему правилу экзамен проводится в срок не более 30 минут, однако если какой-то маневр остался непроверенным, то экзамен продолжается до проверки всех маневров.
Ошибки
Экзамен оценивается по системе: положительная оценка “СДАЛ”, отрицательная “НЕ СДАЛ”. Оценка “НЕ СДАЛ” выставляется в случае, если Вы набрали суммарно 7 и более баллов.
Нарушения, которые оцениваются в 7 штрафных баллов:
- Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия
- Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
- Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
- Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
- Осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
- Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.11 (разделяющей потоки противоположенного или попутного направления), 1.3, а также знаков особых предписаний
- Покинул экзамен (отказался от сдачи экзамена) после его начала
- Нарушил правила выполнения обгона
- Нарушил правила выполнения поворота
- Нарушил правила выполнения разворота
- Нарушил правила движения задним ходом
- Нарушил правила проезда железнодорожных переездов
- Превысил разрешенную максимальную скорость движения
- Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи
Нарушения, которые оцениваются в 4 штрафных баллов:
- Осуществлял движение, не пристегнувшись ремнем безопасности
- Выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе
- В установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился
- Нарушил правила перевозки пассажиров
- Не приступил к выполнению (проигнорировал) задания экзаменатора
- Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора или регулировщика)
Нарушения, которые оцениваются в 3 штрафных балла:
- Нарушил правила остановки или стоянки
- Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой
- Нарушил правила применения аварийной сигнализации
- Допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
- Допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
- Допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
- Допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме
Нарушения, которые оцениваются в 2 штрафных балла:
- Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.11, 1.3, 1.12 в случаях, указанных в пунктах 2.6 и 3.6 экзаменационного листа)
- Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части
- Нарушил правила пользования внешними световыми приборами или звуковым сигналом
- Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам
Нарушения, которые оцениваются в 1 штрафной балла:
- Несвоевременно подал сигнал поворота
- Не заблаговременно подал (включил) сигнал указателя поворота при начале или в процессе совершения маневра
- Выключил сигнал указателя поворота до завершения маневра
- Не выключил сигнал указателя поворота по завершении маневра
- Неправильно оценил дорожную обстановку (не воспользовался преимуществом проезда)
- Неуверенно пользовался органами управления транспортного средства
- При начале движения допустил резкий старт (рывок)
- Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения дорожно-транспортного происшествия
- Начал движение, включив неверную передачу; двигался на передаче, не соответствующей скорости движения
- Без необходимости задействовал другие органы управления либо не использовал стеклоочиститель при необходимости
- Начал движение с включенным стояночным тормозом
- Допустил остановку двигателя
- Допустил неконтролируемый откат транспортного средства назад на участке подъема без угрозы совершения дорожно-транспортного происшествия (за исключением пункта 4.7 экзаменационного листа)
- Допустил иные нарушения ПДД "1"
Маневры для оценки навыков управления транспотным средством категорий "C", "D", "BE", "CE", "DE"
Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
Маневр выполняется на дорогах с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки)
При выполнении маневра нужно:
- маневрируя задним ходом, установить автомобиль на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции габаритов автомобиля (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом включение передачи заднего хода допускается не более двух раз;
- в ходе выполнения маневра не допускается пересечения габаритами автомобиля (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на боковые или заднюю границы;
- зафиксировать автомобиль в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покинуть место стоянки (парковки).
Маневр может выполняться как с левой, так и с правой стороны от места стоянки (парковки). Направление выезда из места стоянки (парковки) определяется экзаменатором.
Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
Маневр выполняется на дорогах с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки)
При выполнении маневра нужно:
- маневрируя задним ходом, установить автомобиль на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции правого габарита автомобиля (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом включение передачи заднего хода допускается не более двух раз;
- в ходе выполнения маневра не допускается наезд на боковую границу места стоянки (парковки), находящуюся справа от автомобиля, два и более раз и пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на переднюю или заднюю границы;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покидает место стоянки (парковки).
Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E"
Кандидат в водители:
- осуществляет движение задним ходом при однократном включении передачи заднего хода в пределах зоны выполнения маневра и устанавливает транспортное средство в конце места выполнения маневра так, чтобы задняя проекция транспортного средства находилась на расстоянии не более контрольного значения В от задней границы;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покидает место выполнения маневра.
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
- Отсутствие использования включения передачи заднего хода два и более раз.
- Отсутствие пересечения проекциями габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом или на боковые и заднюю границы в ходе выполнения маневра.
- По завершении маневра расстояние от проекции заднего габарита транспортного средства до задней границы не превышает контрольного значения В.
Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E")
Проверка выполнения маневра осуществляется при проверке выполнения предусмотренного маневра "Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед".
Кандидат в водители:
- по команде экзаменатора выбирает место для остановки транспортного средства;
- после остановки фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- по командам экзаменатора осуществляет открытие и последующее закрытие дверей, предназначенных для посадки и высадки пассажиров (за исключением аварийных выходов);
- по команде экзаменатора продолжает движение вперед.
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
- Во время открытия и закрытия дверей транспортное средство находилось в неподвижном состоянии.
- Осуществлено открытие и закрытие дверей, предназначенных для посадки и высадки пассажиров (за исключением аварийных выходов).
Остановка и начало движения на подъеме и на спуске
Проверка выполнения маневра осуществляется с использованием наклонного участка дороги (территории) либо эстакады, указанных в эстакаде с продольным уклоном в пределах 8 - 16 процентов включительно.
Кандидат в водители:
- осуществляет движение вперед на наклонном участке и по команде экзаменатора (при нахождении всех колес транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) на участке подъема (спуска) останавливает транспортное средство на участке подъема (спуска);
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии стояночным или рабочим тормозом;
- по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении.
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
- Фиксация транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) в неподвижном состоянии на участке подъема (спуска).
- Отсутствие использования тормозной системы транспортного средства после начала движения на участке подъема.
- Отсутствие вмешательства экзаменатора в дублирующие органы управления транспортного средства с целью остановки неконтролируемого отката транспортного средства.
Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов)
Выполнение маневра осуществляется в два поочередных действия: первое действие - "Расцепление прицепа с тягачом" и второе действие - "Сцепление прицепа с тягачом".
Время на выполнение маневра составляет не более 10 минут.
Перед началом проверки выполнения маневра тягач должен быть сцеплен с прицепом.
Кандидат в водители:
- производит расцепление прицепа с тягачом, включая отсоединение гидравлических, пневматических и электрических систем тягача и прицепа;
- по команде экзаменатора осуществляет движение на тягаче вперед на расстояние не менее 1 длины и не более 2 длин тягача
Кандидат в водители при сцеплении прицепа с тягачом
- по команде экзаменатора осуществляет движение задним ходом на тягаче к прицепу:
- производит сцепление прицепа с тягачом, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем тягача и прицепа;
- проверяет работу электрооборудования и тормозной системы прицепа;
- по команде экзаменатора осуществляет движение вперед до команды экзаменатора об остановке
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
- Время выполнения маневра составило не более 10 минут.
- Последовательность расцепления и сцепления прицепа с тягачом не нарушена.
- По завершении сцепления прицепа с тягачом электрооборудование и тормозная система прицепа подключены к электрооборудованию и тормозной системе тягача и исправно работают.
При проведении повторного практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "BE", "CE", "DE" и подкатегорий "C1E", "D1E" кандидату в водители, успешно выполнившему этот маневр, повторная проверка выполнения данного маневра не проводится в течение 6-месячного срока со дня сдачи теоретического экзамена.